Отчет о автомобильно-пешеходном путешествии из Омска на Алтай (альплагерь «Актру») с детьми 6-7 лет.
Цели путешествия: 1. Эстетическая: полюбоваться красотами Горного Алтая 2. Познавательная: (в первую очередь для детей) посмотреть, как меняются климатические пояса с набором высоты, узнать, откуда берутся реки, что такое ледники. Ну и другие интересные природные объекты и явления. 3. Развлекательная: поиграть в снежки летом, провести время в компании друзей, попробовать, как далеко заедет твоя машина без подготовки и т.п. 4. Спортивно-оздоровительная: (в первую очередь для взрослых) размяться после офисных месяцев, почувствовать, что мышцы еще на месте.
Состав группы: 8 человек, из них две девочки 6-7 лет, две женщины, четыре мужчины.
Маршрут: Омск – Обское море – Акташ – а/л «Актру» (ледники Малый и Большой Актру, Голубое озеро, перевал «Учитель») – Усть-Сема – Чемал – Обское море – Омск.
Автомобильный пробег от дома до дома 3370км, пеший пробег около 60км, перепад высот 30м нум (Омск) – 2940м нум (пер.Учитель)
Транспорт: Honda CR-V, Nissan Wingroad.
Сроки: 18-28 июня 2011г.
1 день 18.06.11. В 8.30. выехали из Омска. Как вариант, можно выезжать пораньше и к ночи быть на Алтае, но ехали с детьми, что означает более частые и длительные остановки в пути и хотелось покупаться в Обском море, благо погода позволяла +25-30градусов. В Омске-то купаться особо негде. (Иртыш и Омь очень условно пригодны для купания, особенно детям). Запланированное место ночевки – Обское море. Пробег около 700км. Все прошло по плану, добрались к 19.00. к месту ночевки – «дикий» берег в районе Бердска. Поставили палатки, немного напрягаясь по поводу большого количества отдыхающих вокруг (суббота), накупались и легли спать.
2 день 19.06.11. Как оказалось, напрягались по поводу отдыхающих вокруг не зря. Подъем в 4.30. Не потому, что выспались, а потому, что гуляния соседей с катаниями пьяными на машинах и громкой музыкой несколько мешали полноценному отдыху. Решили, раз не спится, поедем дальше, и в выходные на этот берег ни-ни. Позавтракали, собрались, в 6.00. поехали дальше. До свидания гостеприимный Бердск! Цель - подъехать как можно ближе к Кураю – конечному населенному пункту нашего автопробега. Принципы нашего движения по трассе: безопасность, комфорт и минимизация встреч с ГАИ. Поэтому скорость поддерживали 90-100км/ч, ограничения соблюдали, остановки каждые 1,5 – 2 часа минут на 15-20 – поиграть в догонялки с детьми, «покурить, оправиться». Пользуемся такой тактикой не первый раз, что позволяет не сильно уставать от многочасовой дороги и взрослым и детям и избежать потерь времени, нервов и денег на общение с сотрудниками ГИБДД. Кстати о них: приятно удивило, что количество постов ГАИ на трассе сокращается (раньше от Омска до Новосибирска было 6 стационарных постов, потом осталось 4, сейчас 2). Но засад меньше не стало. Как правило, ловят на ограничениях скорости. Типичная ситуация: ремонт дороги, ограничение скорости 30-40км/ч, обгон запрещен и перед тобой несколько километров новенькой ровной дороги. Сначала большинство водителей сбрасывает скорость, но через несколько километров движения по новой дороге начинает невольно разгоняться, обгоняя тихоходов. И тут, откуда ни возьмись доблестные ребята притулились на обочине с камерами… И понеслось… Так как нервов ехать 40км/ч по идеальной дороге у нас в этот раз хватило, все прошло удачно. Полдня спали в пути, потом, въехав в Республику Алтай смотрели, разинув рты, по сторонам, останавливаясь то у реки, то у родников, на перевалах и просто в красивых местах полюбоваться, побегать и сделать традиционное фото типа «я и моя машина у стелы такой-то». Доехали к 19.00. до поселка Акташ, остановились в кемпинге, заплатив 500руб за ночь в своих палатках. Пробег за день около 800км. Дорога, по моим меркам, сначала хорошая, потом очень хорошая. А последние километров 300 еще и пустая. Машины встречаются редко, разметка, ограничивающие знаки – все адекватно, да еще и красота вокруг. Чтоб я так жил! И еще, до начала путешествия волновался по наличию бензина вдали от крупных городов. Волновался зря. Даже 95-й бензин по всей дороге с периодичностью не далее 100км. Заправлялись (по советам форумчан) на заправках Ника и Роснефть – проблем не было. Единственно стоит учитывать разбег цен: 95-й бензин в Омске 24руб, а выше Усть-Семы доходит до 29руб.
3 день 20.06.11. Встали, собрались, минут за 30 доехали до поселка Курай, где попытались спросить дорогу на перевалку. Спросить не удалось, так как местные, увидев притормаживающую машину и вопросительную рожу в ее окне, не дожидаясь вопроса и не отвлекаясь от своих дел, махали руками в нужном нам направлении. Поэтому доехали до моста через реку Чуя без проблем, а переехав мост, поехали по степи прямо, выбрав из нескольких расходящихся от него дорог среднюю. Дальше, все точно по описанию бывалых: справа на пригорке увидели какую-то конструкцию (вроде геодезический знак), ехали так, чтобы он оставался справа.
Фото: Курайская степь. Доехали до брода через реку Тютя, брод – несколько рукавов реки с твердым каменистым дном, глубиной до полуметра.
С детским восторгом переехали реку, и дальше по дороге, вроде без развилок, доехали до подъема на горку. Дорога раздвоилась, взяли левее и по каменистой дороге взобрались на отрог, за которым стоит база «Перевалка».
Фото: Последняя часть дороги к Перевалке Этот подъем – самое сложное препятствие из всех встреченных по пути. Но медленно, объезжая большие валуны, Honda CR-V легко проехала везде, Nissan Wingroad один раз несильно бумкнул чем-то снизу, но скорее всего по неосторожности. Погода стояла сухая, поэтому все проехалось легко, но и при умеренных дождиках мы оценили эту дорогу, как вполне проезжую для стандартной легковой машины. На перевалке (огороженная территория с парой домиков) оставили машины под охрану доброжелательному Алтайцу за 100руб в сутки, оплата по возвращению. Дальше начинался пеший маршрут. Есть вариант, договорившись в Курае или на перевалке, заброситься на машине УАЗ или ЗИЛ-131. Другие не пройдут, так как сразу у перевалки брод через реку Актру поглубже, да с валунами, да дальше грязь местами пожиже, да камешки на дороге побольше. Так как одной из целей путешествия было размяться, вот и пошли разминаться. О чем нисколько не пожалели. 9 километров до лагеря с рюкзаками заняли как раз оставшуюся половину дня.
Фото: Дорога с Перевалки в альплагерь Дети налегке и взрослые с грузом шли примерно в одном темпе, устали и набрались впечатлений одинаково. Дорога от перевалки до лагеря одна – не заблудишься. По пути видели грустный застрявший в болоте ЗИЛ-131, который через некоторое время весело разбрызгивая лужи, обогнал нас, выбрался, все же!
Фото: Дорога в Альплагерь Дальше тропа выходит в долину реки Актру, где и находится альплагерь Актру! (такое совпадение названий!)
Фото: Долина р.Акрту по дороге в альплагерь Поставили палатки повыше альплагеря, под мореной у ручья. Мест для стоянок достаточно, народу почти нет. Дров тоже практически нет. Хоть у нас с собой горелки и есть на чем готовить пищу, насобирали по пустым местам стоянок дровишек на костер для тепла и для души. Денег за стоянку не берут.
4 день 21.06.11. Прогулялись на ледник Малый Актру. Никаких особых знаний, навыков и подготовки не требуется. Вышли из лагеря вверх и влево, ледник виден сразу. Из него вытекает река, вдоль которой дошли до ледника (вначале пошли по марене, но она через некоторое время стала осыпаться, вернулись и пошли вдоль реки по низу). Дети и взрослые радовались возможности поиграть в снежки, заглянуть под ледник в самый «нутрь» его. Не известно еще у кого больше восторга.
Фото: Под ледником Малый Актру Вернулись в лагерь. Вся вылазка заняла часа 4. Пообедали, походили по окрестностям, посмотрели на установленные у альплагеря памятники, полюбовались на озеро «Сачков», погрелись на вечернем солнышке.
Фото: Озеро Сачков Погода в эти дни в целом хорошая, но временами находили тучки, брызгал небольшой дождик, тучки уходили, солнце выходило. Все это происходило быстро и сильно не расстраивало. В среднем температура ночью +8, днем солнце выйдет, сразу жарко, зайдет - градусов +15-18.
Фото: Не туалет.
5 день 22.06.11. В этот день ходили на ледник Большой Актру и на Голубое озеро. Тропа идет вверх вдоль реки Актру по правому берегу, затем сворачивает к скальным лбам, за которыми начинается ледник. Тропа хорошая, самый сложный участок – подъем ко лбам. Сложно не технически, все идется пешком, а физически – крутовато.
Вышли на ледник, шли по правой его части (по ходу движения). У всех восторг: у взрослых по поводу громады льда, у детей по поводу кучи ручейков.
Фото: Ледник Большой Актру Справа с морены на ледник стекает ручей. Вдоль него поднялись на морену, за которой и оказалось Голубое озеро, которое оказалось совсем не голубым. Пока мы поднимались по морене (минут 15) нагнало туч, солнце скрылось, даже снежок заморосил. А без солнца озеро не голубое, а какое-то другое, молочно-зеленое. И пасмурно было, пока мы перекусывали у озера и спускались обратно на ледник, затем через некоторое время вышло солнце. Хоть обратно иди, проверяй, голубое озеро или нет.
Фото: Неголубое "Голубое озеро" Но обратно не пошли, а вернулись в лагерь. Ходили в общей сложности около 8 часов. Шли не спеша, часто останавливаясь, обедали около часа. Путь вверх занял часа 4 и вниз часа 3. По мнению всех участников это был самый интересный выход за наше путешествие. В этот же день сходили в баню на озере Сачков (предварительно договорившись с хозяевами за 600руб/час).
6 день 23.06.11. С утра небо облачное, дождик то моросит, то перестанет. А запланирован выход на перевал «Учитель» (находится прямо над альплагерем). Решили, часть группы, кто не боится промокнуть, идет, часть с детьми остается, гуляет по альплагерю и в окрестностях. В итоге, те, кто пошли на перевал, почти не промокли, была только мелкая морось, а те, кто остался в лагере, пока шли до палаток, попали под дождик посильнее и промокли. На перевал поднялись за 1час35мин (шли без детей, поэтому темп могли поддерживать повыше), поднялись, войдя в висящее на перевале облако. Не успели расстроиться, что ничего не видно, как открылась панорама на Курайскую степь. Вах! Через несколько минут – на долину Актру. Вах! Вах! Красота красотищная! Полюбовались, пофотались, желающие полазили по лежащим со стороны долины Актру сугробам и пошли вниз. Спуск занял около часа. Тропа снизу от лагеря идет по травинистым склонам и видна хорошо, потом переходит на каменные осыпи и местами теряется, но направление одно и уйти не туда невозможно.
Фото: Долина р.Актру. Вид с пер."Учитель" Затем играли с детьми, кормили бурундуков, которых здесь много, в общем развлекались. А ручеек, текущий с морены недалеко от места нашей стоянки, стал исчезать. С утра был, днем исчез, к вечеру появился снова.
Фото: Бурундук
7 день 24.06.11. Отправились в обратный путь. Небо серое, пытается моросить дождь. Но через пару часов проясняется, становится веселее, а к обеду совсем жарко. Дошли до перевалки часа за 3. Пообедали, расплатились за стоянку машин и поехали в обратный путь. Не торопясь, останавливаясь в степи, полюбоваться и пофотографировать пейзажи и себя, конечно. По трассе ехали пока не надоело. Надоело не доезжая поселка Иня, где и остановились на ночлег на берегу Чуи.
Фото: Лагерь на берегу р.Чуя
8 день 25.06.11. Дальше через перевалы Чике-Таман и Семинский доехали до совсем уж цивилизации, остановились в кемпинге недалеко от поселка Усть-Сема. Так как часть нашей группы на Алтае в первый раз, проехали по традиционным местам посещения туристов: Ая, Чертов палец (скала недалеко от озера Ая), сходили в баню, отдыхали.
Фото: Скала "Чертов палец"
9 день 26.06.11. Продолжили посещение туристских достопримечательностей (Чемальская ГЭС, остров Патмос, пещеры, водопады и т.п.). Все красиво, но после Актру, мелковато, простовато как-то. Но все равно красиво. Вечером переехали на базу «Простоквашино new» в поселке Узнезя, где отметили день рождения одного из участников группы вкусным ужином и салютом с самой выдающейся из окрестных вершин.
Фото: Долина р.Катунь
10 день 27.06.11. Продолжаем двигаться в сторону дома. В этот день доехали до знакомого берега Обского моря в районе Бердска. Время на дорогу около 8 часов (из них 2 часа на обед). День будний и народу в поле видимости несколько человек. Тишь, гладь, Божья благодать. Накупались, поужинали, спать.
11 день 28.06.11. Выспались в этот раз прекрасно, заехали в Новосибирский зоопарк, провели в нем полдня и отправились в Омск. Дорога от Новосибирска заняла 7,5 часов при традиционном неторопливом движении.
Итог: Цели достигнуты, удовлетворение полное, впечатлений выше крыши. Бюджет путешествия на группу из 8 человек около 10000руб на питание и проживание + 15000руб на бензин. Для любого физически здорового и морально готового посмотреть и почувствовать красоты Алтая человека по силам повторить этот маршрут. (Если отлучение на 10 дней от теплого туалета не критично). Для детей – более ярких впечатлений нет (по опыту предыдущих путешествий). При этом есть куча вариантов как маршрут усовершенствовать исходя из потребностей и возможностей участников.
|
Wanderer пишет:У самого киндеру 3 года, так, что пристреливаюсь к теме))) Если можно, то боле подробно про детей, что именно их больше впечатлило, где трудности были у них.
Для наших детей подобное путешествие уже не первое, в прошлом году ездили на Южный Урал, 90км за неделю по Таганаю пешком находили, в Киргизских горах были. Где-то с 4 лет начали. Поэтому опыт есть: самое сложное для детей - монотонность. Если это учитывать и научиться уходить от нее, то у детей все (абсолютно! без условий!) трудности исчезают. Это взрослым постоянно чего-то не хватает, то поесть, то помыться, то погоды, то еще чего. Детям всегда хватает того, что есть (разве что конфет всегда мало, сколько не давай :). Если взрослым сказал: "Идем на озеро", то взрослые идут весь день, а то и несколько, к этому озеру, предвкушая встречу с ним. Ребенок же через 15 минут спросит: "А где уже озеро?" и если его нет, то интерес к нему потерян. Поэтому идем не просто на озеро, а идем преодолевать препятствия, сейчас идем до мостика для самых смелых, потом до красивого камня (кто залез - тому конфета), потом по секретной тропе и надо быть внимательным, чтобы не пропустить тур и не сбиться, потом ищем в поле красивый цветок, потом кто первый увидет ручей и т.п., тогда ребенок сутками готов лазить везде. Как только перестаешь придумывать что-то, минут через 20, начинается нытье: "а скоро приде-е-е-м???". Ну и темп надо учитывать. Так же и на бивуаке: если сказать: "Отдыхаем" замучают. А если просишь помочь варить волшебный суп, придающий силы или разжигать костер, то все заняты и довольны. Сложнее всего в длинных автомобильных перегонах, тут на сколько фантазии и терпения хватит (рисовать, в слова играть, сказки МР3 слушать). Но приспособились, чаще останавливаемся, бегаем, прыгаем, чтобы энергию выплеснуть. Кстати заметил, что так сам значительно меньше устаешь от дороги. Взрослых, как правило, впечатляет все грандиозное, а детей все необычное: полосатый камень, муравьи не такие, как у нас, летом лед не тает, машина едет по реке (брод через реку), бурундуки едят цветы, летом может идти снег, головастиков можно ловить руками и пугать маму и т.п.
Wanderer пишет:Готовьтесь на следующий год долину Чулышмана изучать с ЮБТО. Совершенно не похожие на Актру места. "Убивают" практически всех, и каждого)))
ЮБТО - это южный берег Телецкого озера? Как туда лучше попасть?
|